Главная » Ребенок 4 года

Зрр ребенка 4 года

Задержка речевого развития у детей

Речь - это тонкий психологический процесс, формирующийся в первые годы жизни. Процесс формирования речи индивидуален и зависит от факторов: пол ребенка (считается, что мальчики начинают разговаривать позже чем девочки), социальная среда, психологический контакт с родителями, функционирование головного мозга, физиологическое развитие и другие факторы.

Родителям нужно следить за формирование речи и провоцировать ребенка произносить звуки и слоги. У ребенка так будет формироваться потребность в речевом развитии.

Задержка речевого развития (ЗРР) - отставание речевого развития от возрастной нормы до четырех лет. Ребенок с ЗРР овладевает навыком речи так же, как и другие, но возрастные рамки сильно сдвинуты.

Неврологи, логопеды, психологи и дефектологи считают, что от развития речи зависит психологическое развитие ребенка, развитие у него познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение).

Причины возникновения ЗРР

  1. Невостребованность речи (например, с ребенком не разговаривают или наоборот не дают возможности сказать - угадывают его желания).
  2. Медленное созревание нервных клеток в головном мозгу, которые отвечают за речь (в основном проблема генетическая).
  3. Поражения и заболевания головного мозга (травмы, гипоксия, инфекционные заболевания).
  4. Нарушение слуха (если ребенок плохо слышит, то из-за этого возникают проблемы с правильным произношением слов).

На что необходимо обращать внимание?

  • В восемь месяцев жизни малыш должен произносить различные звуки: м-м-м, а-а-а. Если этого не происходит, значит необходимо показать малыша невропатологу.
  • В десять-четырнадцать месяцев жизни малыш должен понимать обозначения некоторых слов. Например, он должен оборачиваться когда к нему обращаются.
  • В четырнадцать-восемнадцать месяцев ребенок должен на слух показывать предметы на картинках: Где котик? , Где носик, глазик и т.д. Должен выполнять просьбы взрослого: Дай мячик , Подними машинку и дай ее мне .
  • В два-три года ребенок должен произносить отдельные слова и формировать несложные фразы: Мама на , Папа дай .
  • В три-четыре года ребенок может строить предложения из подлежащего, дополнения и сказуемого: Мама пошла в магазин . Особенно важно обращать внимание, если ребенок в возрасте четырех лет неправильно произносит звуки или не может формировать предложения.

Диагностика ЗРР

Задержка речевого развития у детей диагностируется в возрасте 3-4 лет, когда речь должна быть хорошо развита. Диагноз ЗРР ставится на основании комплексного заключения специалистов (невропатолога, логопеда, психолога).

Лечение задержки речевого развития у детей

Перед назначением лечения выясняют причину возникновения задержки речевого развития. Если проблема является психологической (отсутствие потребности в речи, недостаток внимания родителей), то ребенку необходимо проводить дополнительную стимуляцию речи. Родители должны уделять много внимания ребенку. Необходимо посещать занятия логопеда и логопеда-дефектолога.

Если проблема является неврологической и задержка развития речи возникла из-за мозговых дисфункций, то назначаются лекарственные препараты врачом-неврапатологом. Лекарственные препараты помогут улучшить кровообращение мозга и интегративную функцию мозга. Также в качестве лечения проводят транскраниальную микрополяризацию - участки головного мозга, которые отвечают за развитие речи, подвергают воздействию электрического тока слабой силы (в десять раз меньше чем при электрофорезе). Это способствует активизированию деятельности этих участков мозга, нормализует развитие речи и нормализует развитие познавательных процессов (внимания и памяти).

Если проблема является в слухе, то ребенка направляют в специализированный детский сад.

Задержка развития речи у детей

Задержка развития речи или ЗРР – это сложная болезнь, которая выявляется у детей до 4 лет. Характеризуется существенным отставанием в развитии речевой нормы. Могут быть сложности в выявлении глубины проблемы из-за того, что отличают два вида этого заболевания:

  • задерживается только речевое развитие, в интеллектуальном плане все так же, как и у сверстников. А, возможно, умственное развитие у малыша и выше, трудности только в произношении слов;
  • задерживается психоречевое развитие, то есть и интеллектуально, и эмоционально малыш сильно отстает от своих одногодок.

Причины

ЗРР не может возникнуть само по себе, есть множество причин, которые послужили отправной точкой развития этой болезни. Зачастую, это:

  • травмы во время родов;
  • патологии развития плода внутриутробно;
  • повышено внутричерепное давление;
  • дислексия – это заболевание возникает вследствие генетической предрасположенности;
  • расстройство психики;
  • были получены травмы физического характера;
  • потеря или снижение слуха;
  • болезни мозга головы;
  • лицевая и ротовая мускулатура недоразвита.

Когда причины этого заболевания не выяснены, тогда лечение будет затруднительно так, как провоцирующий фактор работает и дальше. Нужно, чтобы был поставлен верный диагноз и выявлены причины ЗРР.

Симптомы

Как же понять, что у детей есть проблемы с развитием речи? Нужно обязательно обратить внимание на следующие возрастные симптомы:

  • в четыре месяца малыш не обращает внимания на жестикуляцию мамы-папы, бабушки-дедушки и других взрослых, не узнает самых близких людей, которые практически постоянно находятся с ним;
  • от шести до девяти месяцев не лопочет и не начинает произносить однотипных и повторяющихся звуков, таких, как ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.п.;
  • в полуторагодовалом возрасте не произносит простейших слов и никак не реагирует, когда взрослые обращаются только к нему, не понимает легких заданий и просьб;
  • давиться твердыми кусочками пищи, так как не умеет ее пережевывать;
  • не разговаривает или имеет очень скудный запас слов в двухлетнем возрасте;
  • маленький запас слов, не более 20, и неумение строить фразы хотя бы из двух простых слов в два с половиной года;
  • невозможно понять разговор трехлетнего малыша, его фразы позаимствованы у взрослых или мультфильмов.

Все симптомы перечисленные выше, говорят о том, что у детей развивается ЗРР, которую можно скорректировать без серьезного и специфического лечебного применения. В том случае, когда эти симптомы останутся без внимания и не будут устранены до того, как малышу исполнится 5 лет, тогда заболевание будет развиваться.

Лечение

Если ЗРР была выявлена своевременно, то есть до двухлетнего возраста, тогда лечение, которое производится в комплексе при воздействии врачей и родителей, даст желаемый эффект. Ошибочно полагать, что достаточно только одних занятий с логопедом. Этот специалист может научить детей правильному произношению звуков и букв, комплексное лечение включает коррекцию и занятия у различных специалистов.

Медикаментозная терапия

Зачастую, при этом заболевании назначают лечение лекарственными препаратами, направленное на восстановление речи. Нельзя заниматься самолечением – это может делать только психиатр или невропатолог. Препараты могут назначаться такие, как актовегин и корктексин, лецитин и нейромультивитамин, а также когитум.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия

Такое лечение направлено на восстановительный процесс работы центра мозга головы, отвечающих за речевую активность, дикцию, интеллект или словарный запас. Но стоит понимать, что электрорефлексотерапия имеет много противопоказаний – это и расстройства психики, и судорожный синдром, и проявление эпилептических припадков.

Альтернативная медицина

Для детей могут подбирать иппотерапию или дельфинотерапию. Такие процедуры могут назначаться исходя из индивидуальных особенностей малыша.

Педагогическая коррекция


Медикаментозное лечение не даст никаких результатов если параллельно не будет проводиться педагогическое воздействие. Коррекцию отклонений производит дефектолог. Для этого он составляет индивидуальный план занятий и проводит их в игровой форме.

Логопедический массаж

Если у детей проблемы с задержкой развития речи, тогда специалист может воздействовать точечно на язык и губы, щеки и мочки ушей, а также руки с помощью логопедического массажа.

Упражнения, которые проводит с маленькими пациентами дефектолог, направлены они на развитие слухового аппарата и подвижности языка, а также лицевых мышц. Это могут быть звукоподражания и скороговорки, сказкотерапия и песни, лицевая гимнастика и упражнения, направленные для того, чтобы разработать мелкую моторику рук. Есть очень много упражнений, которыми просто необходимо пользоваться, но только согласно советам специалиста.

С пациентом, у которого выявлена ЗРР нужно заниматься непросто ежедневно, а несколько раз в сутки, так что родителям нельзя обособиться и остаться в стороне, поручив все заботы врачам, если они хотят, чтобы лечение было эффективным.

Последствия

ЗРР, если лечение не будет проводиться, то можно ждать следующие последствия:

  • с годами разница в психическом и интеллектуальном развитии у детей становится все более ощутимой;
  • занятия на уроках в школе будут затруднены, может быть вопрос о переводе ученика в специализированное, коррекционное, заведение.

Намного проще предупредить задержку речевого развития, чем потом ее вылечить. Взрослые просто обязаны проводить со своим крохой больше времени, и начинать общаться с ним с того момента, как только узнали о его существовании, то есть, когда он находится еще в утробе матери. Если дети не страдают от нехватки общения со взрослыми, они желанны и любимы, то никогда не возникает проблем с речевым развитием.

3 Пожалуйста оцените статью

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 3. средняя оценка: 5,00 из 5

Задержка речевого развития, причины, лечение

Речь является важнейшим психологическим процессом, формируемым на первых годах жизни. Что касается процесса становления речи, то он всегда индивидуален и на него воздействуют многие факторы: деятельность головного мозга, пол ребенка (мальчики начинают намного позже разговаривать, чем девочки), физиология, социальная среда, психологическая связь с матерью и т.д.

За формированием речи нужно пристально следить, провоцируя малыша произносить звуки и слоги, поскольку благодаря именно процессу общения взрослого с ребенком и формируется потребность развивать свою речь. Сущность задержки развития речи (ЗРР) у малыша заключена в отставании от возрастной нормы в развитии речи в возрасте до четырех лет. Детки с ЗРР буду овладевать навыками речи так же, как и другие ребята, но при этом происходит значительный сдвиг возрастных рамок.

У логопедов, психологов, дефектологов и неврологов о недоразвитии речи есть свое, тревожное, мнение, которое основано на том, что от речи будет зависеть психологическое развитие малыша в общем, а также она влияет на то, как будет формироваться сфера межличностного взаимодействия. От речи также зависит развитие процессов познания у крохи: памяти, мышления, воображения, внимания.

Причины появления ЗРР

Одной из причин возникновения ЗРР у малыша является невостребованность речи. Это случается тогда, когда с крохой мало разговаривают или же пытаются предугадать все его желания, и общаются с ним так, что у ребенка не происходит формирование потребности выражать свои эмоции и требования посредством слов.

Кроме того, ЗРР может быть обусловлена на генетическом уровне. В этом случае, нервные клетки, которые отвечают за речь, созревают в замедленном темпе. Не стоит забывать и о заболеваниях и поражениях головного мозга (различные травмы, гипоксия, инфекционные заболевания, которые были перенесены в утробе матери, во время родов или на первом году жизни).

Следующая причина появления ЗРР – нарушение слуха. Становление речи происходит на основе услышанного, и если у малыша проблемы со слухом, возникают трудности и с воспроизведением слов, то есть непосредственно с речью.

Что требует пристального внимания?

Проследите, чтобы ребенок в свои первые 8 месяцев произносил разнообразные звуки, к примеру, «м-м-м», «а-а-а». Если кроха продолжает упорно молчать, есть повод для размышлений, поэтому необходимо своевременно обратиться за советом к невропатологу. В возрасте 10-14 месяцев кроха должен понимать слова, обращенные к нему. Если ребенок не оборачивается на обращение, а также использует плач для того, чтобы привлечь внимание к себе, также следует проконсультироваться у специалиста.

Малыши возраста 14-18 месяцев должны узнавать предметы на слух и показывать их на картинке («покажи мишку», «где носик?», «покажи куклу»). В возрасте 18-24 месяца кроха должен удовлетворять просьбы взрослых («принеси мне мячик», «подними кубик и отдай его папе»). Дети 2-3 лет обязаны произносить отдельные слова и выстраивать фразы («хочу гулять», «мама дай»). Малыши постарше, в возрасте 3-4 года, должны быть способны произносить целые предложения, в состав которых входят подлежащее, сказуемое и дополнение («папа ушел в магазин», «мы идем гулять»). Особое внимание стоит обратить в том случае, если большую часть звуков кроха произносит неправильно, если 4-хлетний ребенок не может формировать такие предложения.

Диагностика и лечение ЗРР

Диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние. По этой причине родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста, в особенности, если для этого имеются показания (проблемы развития плода внутри утробы, тяжелые роды, неврологические показания).

Малышу диагноз ЗРР ставят лишь на основании комплексного заключения таких специалистов, как: невропатолог, психолог, логопед. Перед назначением лечения в подобной ситуации сначала выясняется причина, благодаря которой произошла задержка в развитии. Если проблема психологического характера (нехватка внимания взрослых, не было потребности в разговоре), наилучшим методом по исправлению ситуации будет дополнительное стимулирование речи. Родителям придется уделять внимание по максимуму и вносить эмоциональную сторону в отношения со своим чадом. Также необходимо проводить занятия с логопедом и дефектологом.

Если проблема неврологическая, и задержка речевого развития произошла в результате дисфункции мозга, лечение должен назначить врач-невропатолог. Он выпишет медикаменты ноотропного действия (кортексин, ноотропил, энцефабол, цинаризин), действие которых направлено на лучшее кровообращение мозга и поддержку интегративной мозговой функции. ЗРР неврологического характера может быть вылечена с помощью метода транскраниальной микрополяризации. При этом участки головного мозга, которые отвечают за развитие речи, будут подвержены действию постоянного тока со слабой силой (в 10 раз меньшей, чем во время электрофореза), что способствует активизации деятельности этих участков, нормализации развития речи и познавательных процессов, таких как память и внимание.

Если малыш имеет ЗРР по причине нарушения слуха (глухоты), тогда он нуждается в посещении специализированного детского сада.

Похожие посты:

Источники: http://www.child-happy.com/zaderzhka-rechevogo-razvitiya.html, http://lecheniedetej.ru/psixologiya/zaderzhka-razvitiya-rechi.html, http://www.psyportal.net/4251/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-prichinyi-lechenie/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения