Главная » Ребенок 5 лет

Консультации родителям детей 5 6 лет

Консультация для Родителей Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет)

Всё больший интерес ребёнка 5 лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о «Я» реальном и «Я»идеальном дифференцируются более чётко. К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, чтоспособствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может явиться фактором, который позитивно влияет на его успешность среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребёнка-дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника.Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).Появляется интерес к математике, чтению. Основываясь наумении представлять что-либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи.Ребёнок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая, т. е. ребёнок учится целенаправленно планировать,логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него проявляются устойчивые чувства и отношения. Формируются«высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести: любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление.

К эстетическим чувствам относится : чувство прекрасного,чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:чувство гордости,чувство стыда, чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу,подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения,уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину на других. Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение детей в них в процессе повседневной жизни, а также личный пример взрослого,находящегося рядом.

Возраст 5-6 лет, старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. Именно в этот период в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребёнка, «Я» - позиция. Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связанно с окружающим миром,расширяется кругозор. Лучшим способом получения научной информации является чтение детской энциклопедии, где чётко, научно, доступным для ребёнка языком описываются любые сведения об окружающем мире. Ребёнок получает представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.Этот период называется сензитивным ( особеннно чувствительным) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для их развития используется более усложненный игровой материал(палочки Кюизнера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, «Танграм», «Коломбово яйцо», развивающие игры Воскобовича и др.), он становится логическим, интеллектуальным, когда ребёнку приходится думать и рассуждать.Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребёнок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные звуки, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (в начале, середине, конце слова).Хорошо развивает логическое мышление конструктор. Важным моментом в процессе конструирования является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. Кубики,различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму и величину. Развитию элементарных логических представлений способствуют игры и упражнения с использованием различных логических таблиц. Все задания строятся на видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребёнка.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.


В этом возрасте ваш ребенок:

Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Вам как его родителям важно:

С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживать в ребенке стремление к позитивном у самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.

Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая не бояться», Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

Развитие психических процессов у детей 5-6 лет в домашних условиях

Консультация для родителей детей старшей группы

«Развитие психических процессов у детей в домашних условиях»

Автор: Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «Савинский детский сад , д.Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: данная публикация предназначена для родителей, психологов и воспитателей, работающих с детьми старшей группы.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое психические процессы детей?
2. Рекомендации по использованию игр и упражнений для развития психических процессов детей старшей группы.
Ход консультации
Здравствуйте, уважаемые родители! Ваши дети уже пошли в старшую группу, у детей возраста 5-6 лет активно продолжают развиваться все психические процессы: мышление, внимание, речь, восприятие, воображение, память.
С целью выявления уровня интеллектуального развития, особенностей личностной, эмоциональной, коммуникативной сферы детей, мы провели диагностическое обследование, по результатам которого видно, что у детей хорошо развита общая осведомленность: знают свое имя и фамилию, имя своих родителей, место работы. Не все могут назвать свое отчество, фамилию и отчество своих родителей, многие не называют адрес, профессии, путают времена года.
Внимание устойчиво, повышен его объем – 5-6 объектов, но необходимо содействовать способности детей устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, развивать наблюдательность. Для этого вы можете поиграть с ребенком в игры:
Подбери кармашек»


«Найди выделенный фрагмент»

и др.
Во время прогулки или похода в детский сад, замечать изменения в природе, окружающем мире. Развивать наблюдательность с помощью изменений в обстановке дома.
Очень важно так же развивать мышление.
учить детей группировать предметы по их функциональному назначению в речевом плане . можно с помощью игр - Назови одним словом»


«Раздели на группы»


«Лишний предмет» - (Какое слово в каждом ряду лишнее? Объясни почему.)
— Щука, карась, окунь, рак.
— Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.
— Стол, стул, телевизор, шкаф.
— Молоко, сливки, сыр, мясо, сметана.
— Рысь, медведь, тигр, кошка, лев.
— Миша, Оля, Серёжа, Ваня, Коля.
— Утро, день, завтрак, вечер, ночь.
— Жук, рыба, муравей, бабочка.
— Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик.


«Продолжи ряд» -
ЛОПАТА, ГРАБЛИ.
КРЕСЛО, СТУЛ.
КУБИКИ, ПИРАМИДКА.
МАГНИТОФОН, УТЮГ.
МАШИНА, АВТОБУС.
ЮБКА, БРЮКИ.
ЯБЛОКО, ГРУША.
учить действовать по образцу, анализировать пространство
«Составь по схеме рисунок»

выкладывание мозаики по образцу и др.
учить устанавливать причинно-следственные связи . с помощью игры «Что сначала, что потом?»


Развитие восприятия
Дети называют цвет и форму предметов, воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию и убыванию, способны воспроизводить целостный образ предмета, дома можете поиграть с ребенком в игру «Что какого цвета?», «Какой формы предмет»,
«Разрезные картинки»


«Какие предметы спрятаны в рисунках»


«Подбери заплатку» и др.
Развивать воображение, оригинальность и гибкость мышления.
Игры: «На что это похоже»; «Дорисуй до целого»; «Преврати элементы в картинку», «Если бы они могли говорить» и др.
Очень важно развивать мелкую моторику
Игры с пальчиками, раскрашивание рисунков, не выходя за контур, игры с крупой, игры с мелким конструктором и др.
Ориентировка в пространстве играет немаловажное значение
Предложите ребенку отыскать на рисунке предметы


на нижней полке крайняя слева?
на средней полке справа от мишки?
на верхней полке слева от чайника?
на средней полке крайняя слева?
на нижней полке между чайником и мячиком?
на верхней полке между чайником и машинкой?
на нижней полке крайняя справа?
Так же нужно повышать уверенность в себе, развивать коммуникативные навыки ребенка
Успехов Вам и творческих сил, уважаемые родители и педагоги!

Источники: http://dou24.ru/305/index.php?option=com_contentview=articleid=311, http://doc4web.ru/pedagogika/konsultaciya-dlya-roditeley-vozrastnie-osobennosti-detey-let.html, http://ped-kopilka.ru/blogs/schipicina-marina/konsultacija-dlja-roditelei-razvitie-psihicheskih-procesov-u-detei-v-domashnih-uslovijah.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения