Главная » Ребенок 5 лет

Психологические особенности детей 4 5 лет

Возрастные психологические особенности детей 4–5 лет

Елена Владимировна Лакеева
Возрастные психологические особенности детей 4–5 лет

Возраст от четырех до пяти лет называют» периодом относительного

затишья». Ребенок вышел из кризиса трех лет, а значит, что он стал более

самостоятельным, послушным, спокойным. В этот возрастной период у ребят

снижается утомляемость, настроение становится более стабильным, менее

У детей резко возрастает интерес ко всему, что его окружает. В этом возрасте

дети начинают понимать чувства других людей, сопереживать им. У ребенка

появляется большой интерес к сверстникам, а также увеличивается потребность в признании и уважении с их стороны.

Четырехлетки очень любознательны.Они задают много вопросов обо всем

Что видят. Но у их еще недостаточно развито произвольное внимание.

Поэтому их трудно заставить заниматься тем, что им не интересно.

Активно развивается воображение. Ребенок живет в мире мечты, фантазии, сказок.

В своих фантазиях он становится тем, кем хотел бы быть. Но чувствуя себя

недостаточно защищенным от внешнего мира, часто ребенок испытывает

У детей от 4 до 5 лет пробуждается интерес к правилам поведения. Именно

В этом возрасте дети особо обращают внимание на то, что кто-то что –то

На что следует обратить внимание родителей четырехлеток.

Определите ваши семейные законы и правила, которые ребенок обязан

соблюдать. Но помните, что таких запретов должно быть немного. Ведь

большое количество ограничений ребенок этого возраста просто не в

Запреты порождают в ребенке злость, протест, чувство вины. Поэтому запрещая что либо, предложите ребенку альтернативу. Например, некоторые

родители, дети которых рисуют на стенах, вешают рулон старых обоев на стену. Через сердцевину рулона продевают веревку, концы которой завязывают. Веревка закрепляется на гвозде в стене. Затем обои разматывают до самого пола. Дети с огромным удовольствием рисуют на

изнаночной стороне обоев. Затем изрисованная часть обоев сматывается в

рулон и лежит на полу. А ее место занимает чистая часть обоев. Имея такое

место для творчества, дети, как правило, уже не рисуют на стенах.

По возможности, избегайте употребления слов «нельзя» и «нет». Например,

Вместо того, чтобы сказать ребенку: «Нельзя рвать книги! », лучше было бы

сказать примерно так: «Книги портятся, когда их рвут. Книги рвать плохо».

Будьте примером для ребенка. Ведь дети воспринимают не слова, а поступки. Если родители запрещают играть ребенку в компьютерные игры, а

сами в них играют, воспримет ли ребенок такой запрет родителей? Конечно нет. Не рассказывайте в присутсвии ребенка истории которые могут вызвать у него страхи.Это истории о бандитах, тяжёлых болезнях, смерти и т. д.

если ребенок чего-то боится, то нельзя высмеивать или стыдить его за это.

Необходимо внимательно выслушивать рассказы ребёнка о его страхах.

Находите возможности для совместных игр вашего ребёнка с другими детьми. Чаще подчёркивайте то, что ребёнок сделал что-то сам, что он уже

многое умеет. Это будет хорошим стимулом для развития трудолюбия и самостоятельности. Обсуждайте с ребёнком его фантазии, предлагайте

повороты сюжетной линии, давайте нравственные оценки поступкам героев.

Уважительно относитесь ко всем, даже неверным соображениям ребёнка.

Ведь любое проявление неуважения со стороны взрослых к умозаключениям

ребёнка может отбить у него интерес к познавательной деятельности, а также лишить его уверенности в себе. Взрослым следует не оценивать детей,

а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не

Проявляйте заинтересованное, доброжелательное отношение к вопросам

ребёнка, даже если он задаёт одни и те же вопросы по несколько раз.

Ведь дети не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы,

начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания, по отношению к старшим. Обсуждайте с ребёнком на его

языке любые события и явления, интересующие его.

Психологические особенности детей 4-5 лет

Размер файла 65.5Кб

Цель: формирование у родителей представлений о психологических
особенностях детей.
Ход собрания:
- Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп
развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет
охарактеризовать детей, их возрастные особенности.
- Давайте с вами вместе составим общий возрастной портрет ребенка
4-5 лет, выделив показатели разных сторон его развития
(взаимоотношений со сверстниками, взаимоотношения с взрослыми,
речь, игра, творчество, фантазия.)
Общение, взаимоотношение со сверстниками:
- На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению
со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр,
общих дел. Они становятся более избирательными во взаимоотношениях и
общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они
могут и поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение
к играм с детьми одного пола.
В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность,
соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет
к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Общение со взрослыми:
Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах
(совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но
наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному
общению со взрослыми.
Это проявляется в многочисленных вопросах детей: Почему? , Зачем? ,
Для чего? Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо
явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. ПОЭТОМУ
Будьте терпеливы и внимательны, чтобы снова и снова отвечать
детям. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка! Готовность наравных обсуждать с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и
направить детскую познавательную активность в нужное русло, с
другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Ребенок учится вас
уважать!
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки
воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в
устойчивые негативные черты характера.
Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в
своих требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить
развитию самых неприятных черт характера.
Игры
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста
появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники
начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут
меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а
ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных
взаимодействий детей.
С пяти лет ребенок все больше одиночному времяпрепровождению
предпочитает компанию сверстников. Вместе им очень интересно играть в
ролевые игры – школу, больницу, дочки-матери, войнушку, магазин. Они
устанавливают свои, порой достаточно сложные правила, вводят расчетную
валюту в виде фантиков. Дети настолько увлечены, что их игра может
продолжаться несколь

В избранном у 0 пользователей.

Следующая статьяПамятка для родителей. Спортивная форма - часть физической культуры, формирующей личность ребенка.Предыдущая статьяУчим ребенка ориентироваться в пространстве

Также вас может заинтересовать

Правительство
Санк-Петербурга
Комитет по образованию

  • Министерство образования и науки
    Российской федерации

  • День Победы.
    70 лет

  • Официальный сайт Рособрнадзора

  • Министерство труда и социальной защиты РФ

  • Российское Образование
    Федеральный портал

  • Портал общероссийской системы оценки качества образования

    Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 58841. Система сайта Prodlenka.org является авторской и защищена законом. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору - материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Политика конфиденциальности.

    2008 – 2016 Все права защищены. 6+

    Сайт сделан в студии ПаЛыЧа .

    Консультация по теме:
    Психологические особенности детей 4-5 лет

    Предварительный просмотр:

    Психологические особенности детей 4-5 лет

    У детей в этом возрасте сохраняется непроизвольность психических процессов. Важнейшими новообразованиями являются: завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы воспринимаемой действительности.

    В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления.

    Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

    В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать. Учите ребенка отображать образец, готовую схему. В этом возрасте ребенок:

    - складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей

    - складывает из кубиков целостную картинку

    - собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок

    - конструирует из лего по образцу

    - собирает по схеме узор мелкой мозаикой

    Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.

    Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание. помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная память и словесная. В процессе освоения речи и слушании и воспроизведении литературных произведений. Поэтому необходимо много читать ребенку и просить пересказывать прочитанное. Развивается воображение. Дети могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему.

    Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

    Игра в этом возрасте проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться.

    Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

    Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует

    Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

    Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

    Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

    В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

    Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

    Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.

    Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю почемучками . Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.

    Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов

    Появляются сложные предложения.

    К пяти годам все звуки кроме Л,Р.

    Ребенок способен пересказать сказку, прочитать стихотворение.

    Если ребенок плохо говорит. Почему? Что делать?

    Причины речевых нарушений:

    1. Патология беременности
    2. Родовая травма
    3. Заболевания в первые годы жизни
    4. Анестезия
    5. Анатомические нарушения в строении артикуляционного аппарата
    6. Наследственные факторы
    7. Неблагоприятные социально-бытовые условия
    8. Основания для беспокойства:

      1. Грубые грамматические ошибки
      2. Грубые дефекты звукопроизношения

      Как развивать речь малыша.

      1. Следите за своей речью: говорите выразительно и внятно;
      2. Ограничьте влияние телевизора и компьютера;
      3. Ежедневно читайте ребенку книги;
      4. Побуждайте к пересказу прочитанного;
      5. Поощряйте речевую активность ребенка, стремление задавать вопросы;
      6. Играйте с ребенком;
      7. Не подражайте неправильному произношению ребенка;
      8. Разумно подбирайте игрушки;
      9. Создайте комфортный психологический климат.

      В этом возрасте можно играть с ребенком во всякого рода словесные игры. «Скажи наоборот», «Мама потерялась», «Доскажи словечко» и другие. Они хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать. Идет активное запоминание новых слов, объединенных каким-либо признаком, пополняется активный словарь ребенка, развивается мозг. Если процесс обучения поставлен правильно, играючи, с шутками, с юмором, ребенок с удовольствием будет заниматься.

      Ваша речь – образец для подражания.

      Счастливых минут общения с детьми.

      Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/vozrastnye-psihologicheskie-osobenosti-detei-4-5-let.html, http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/rabota-s-roditeljami/76486-psihologicheskie-osobennosti-detej-4-5-let.html, http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/06/13/psikhologicheskie-osobennosti-detey-4-5-let

      Комментариев пока нет!

      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр внизу: код подтверждения