Главная » Ребенок 5 лет

Развитие речи у детей 4 5 лет

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:
- не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
- у некоторых недостаточно развита интонационная
выразительность:
- имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и
числе, употреблении родительного падежа множественного числа).
Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
ПОМНИТЕ!
•Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
•Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
•Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.
•Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыш

Развитие ребенка 4-5 лет

Развитие речи ребенка 4-5 лет

Ребенок 4-5 лет должен уметь:

-Правильно произносить все звуки.

-Рассказывать с выражением. Поддерживать беседу.

-Составлять рассказы по картинке из 5-6 предложений.

-Продолжать рассказ, начатый взрослым.

-Составлять рассказ о своем дне, своих занятиях.

-Подбирать слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова.

-Давать характеристику предмету, рассказывать о нем (размер, форма, цвет).

Ребенок 4-5 лет должен уметь:

-Считать в пределах десяти.

-Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.

-Сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания или убывания по длине, ширине, высоте.

-Различать геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. -Находить похожие предметы в окружающей обстановке.

-Ориентироваться на листе бумаги и в пространстве (справа, слева, впереди, сзади).

-Знать последовательность дней недели, части суток.

Знания математики у детей 4-5 лет

Развитие мышления у детей 4-5 лет

Ребенок 4-5 лет должен уметь:

-Складывать разрезанную картинку из девяти частей.

-Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

-Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

-Находить среди предложенных четырех предметов лишний, объясняя свой выбор.

-Находить в группе лишнее и суметь объяснить, почему оно лишнее. Например, в группе слов: кукла, мячик, книга, неваляшка.

-Определять последовательность событий.

Память у детей 4-5 лет.

-Запоминать шесть-восемь картинок в течении одной-двух минут.

-Запоминать и повторять семь-восемь слов, прочитанных взрослым один раз. Например, «Коля встал, умылся, оделся, взял портфель и пошел в школу».

-Запоминать и повторять в определенной последовательности движения, показанные взрослым один раз. Например, «Руки вверх», «Руки вперед», «Руки на пояс».

-Рассказывать наизусть несколько стихотворений.

-Пересказывать близко к тексту прочитанное произведение.

-Сравнивать два изображения по памяти.

-Уметь отвечать на вопросы взрослого по содержанию картинки.

Ребенок 4-5 лет должен знать об окружающем мире:

-Название нашей страны и ее столицу, свой адрес.

-Имена и фамилию своих родителей; где родители работают.

-Все явления природы, и в какое время года они бывают.

-Элементарные правила дорожного движения (улицу переходить только в определенных местах и только на зеленый свет светофора).

-Как различить деревья и кустарники по коре, листьям и плодам; как различить травянистые растения.

-Как различить по внешнему виду зимующих птиц.

-Разные профессии. Уметь ответить на вопросы: «Кто строит дома?», «Кто рисует картины?».

-Съедобные и несъедобные грибы.

-Где и как выращивают овощи и фрукты.

-Для чего нужны: аптека, больница, школа, парикмахерская, магазин, почта.

Внимание детей 4-5 лет.

Ребенок 4-5 лет должен уметь:

-Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут.

-Удерживать в поле зрения 6-7 предметов.

-Находить 5-6 отличий между предметами.

-Выполнять самостоятельно задания по образцу.

-Находить 4-5 пар одинаковых предметов.

-Повторить скороговорку сразу после того, как услышал: «Наш Полкан попал в капкан».

-Простучать ладошкой по столу любой простой ритм, повторив его за взрослым.

-Повторить за взрослым ряд слогов (например, ка-га-ха) и ряд чисел (семь, три, два, девять, четыре, шесть).

-Ответить на вопрос после какого-нибудь текста. Например, «Девочки шли в школу. Первой шла Аня, за ней – Юля, за Юлей – Ксюша, за Ксюшей – Таня. Назови имя девочки, которая шла первой. Какая девочка шла последней?».

Мелкая моторика детей 4-5 лет.

Ребенок 4-5 лет должен уметь:

-Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.

-Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

-Рисовать в воздухе.

-Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

-Воспроизводить простые движения, показанные взрослыми.

-Лепить из пластилина или глины фигурки животных, людей, различные предметы.

-Повторять движения пальчиковой гимнастики. Сложить пальцы в «замочек»: затем стучать «замочком» о стол; затем делать круговые движения «замочком»; затем разомкнуть «замочек» и показать ладошки. Выполняя эти движения, нужно говорить: «На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Мы замочком постучали, мы замочек повертели, мы замочек покрутили и открыли!».

Основы грамоты ребенка 4-5 лет.

Ребенок 4-5 лет должен уметь:

-Правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно.

-Использовать в речи существительные, обозначающие названия профессий, с которыми их знакомили.

-Употреблять в речи простые и сложные предложения.

-Пользоваться прямой и косвенной речью.

-Составлять небольшой рассказ о предмете, картинке по теме, предложенной взрослым.

-Разбивать слова на буквы, называть из каких букв состоят простые слова.

-Образовывать из слогов слова. Например, на первый слог «те-»: тело, тема, тень, теленок.

-Поддерживать непринужденную беседу.

-Быстро и правильно играть в следующую игру: взрослый называет любую букву, а ребенок называет слова, которые начинаются на эту букву.

Ребенок 4 года -развитие речи

С четырех лет малыши начинают проявлять наивысшую речевую активность. Карапузы с удовольствием поддерживают разговор, высказывают свое мнение, рассуждают, задают массу вопросов и т.д. Причем замечено, что речь детей 3-4 лет, которые посещают дошкольные учебные заведения, кружки или группы развития, более развита, разнообразна и грамматически правильна, чем у деток, находящихся на домашнем обучении. Это объясняется тем, что детсадовским малышам предоставляется ежедневная возможность вдоволь общаться друг с другом, регулярно отвечать на занятиях, выступать на утренниках и т.д.

Поговорим о том, какая же должна быть речь детей 4-5 лет.

Малыш в 4 года должен уметь:
  • имитировать звуки животных. А именно: мычать, как корова; кукарекать как петух; пищать, как мышка; лаять, как собака; хрюкать, как поросенок.
  • описывать картинки, пересказывать сюжет услышанной или увиденной истории. Карапуз должен в нескольких предложениях уметь описать предмет, игрушку и т.п.
  • пересказывать события, которые с ним произошли в течение дня. К примеру, что он делал в садике, что кушал, с кем играл и т.д.
  • читать наизусть стихи и потешки, петь песни и частушки
  • выговаривать все гласные и согласные буквы, за исключением сонорных и шипящих. Четырехлетние карапузы умудряются заменять шипящие звуки твердыми свистящими: учитель на утитель, шапка на сапка …и т.п. Кстати, пока можете не беспокоиться, если четырехлетний ребенок не выговаривает «р».
  • вставлять слова в разговорную речь, склоняя их в числе, падеже или роде
  • обобщать предметы по основным признакам и свойствам. К примеру: кукла, машинка, неваляшка, пирамидка – это игрушки или сапожки, ботинки, сланцы – это обувь.
  • употреблять предлоги: под, за, в, на, над, перед
  • отвечать на элементарные вопросы
  • использовать однородные члены в предложениях.

Если речь ребенка в 4 года отстает от вышеперечисленных показателей, то рекомендую заниматься с ребенком, по следующей литературе:

  • С.И. Карпов, В.В. Мамаев Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет
  • Грамотейка (Развитие речи для детей 4-5 лет)
  • Школа Семи Гномов (Развитие речи для детей 4-5 лет).

Бывает так, что заботливые родители настолько без ума от своего чада, что не замечают неправильное звукопроизношение своего малыша. Протестируйте ребенка на правильное, четкое и красивое произношение звуков: а, о, у, э, с, и, п, ж, ы, б, м, ф, в, х, т, д, ш, н, к, з, ц, ч, й, щ, г. Ближе к пяти годам протестируйте карапуза на произношение «р» и «л».

Если малыш не выговаривает все вышеперечисленные звуки, не произносит длинные слова или их не договаривает, регулярно меняет порядок слогов в словах, не умеет выражать свои мысли, то это повод обратиться к логопеду.

Логопед для ребенка 4 лет экстренно нужен и тогда, когда малыш практически не разговаривает или заикается. В таком случае очень важно не упустить время и не усугубить речевые отклонения.

Ребенок не говорит в 4 года по ряду причин:

  • получил родовую травму, перенес кислородное голодание в утробе матери, был инфицирован или подвержен интоксикации лекарственными препаратами
  • плохо слышит, а значит и плохо воспринимает и воспроизводит речь
  • родился недоношенным или ослаб после тяжелой болезни, что повлекло к задержке правильного развития нервной системы, а значит и речи
  • наследственный фактор, т.е. родители тоже очень поздно начали говорить
  • общее расстройство развития
  • в семье говорят сразу на двух кардинально разных языках
  • перенес стресс: пошел в садик, испугался
  • с ним мало занимались: не развивали моторику рук развивающими играми, не читали сказки. стихи. рассказы …
  • не считает нужным говорить, так как уловил, что его прекрасно понимают, если он выражает свои эмоции с помощью мимики или жестов.

Кстати, по статистике девочки начинают говорить раньше, чем мальчики.

Так же встречаются случаи, что карапуз долго молчит, а потом начинает говорить, да не пару слов, а сразу целые предложения.

Что делать если ребенок в 4 года не разговаривает?

Обязательно показать его специалистам: педиатру, логопеду, невропатологу и лору.

Еще одна речевая проблема – это заикание у ребенка 4 лет. Чаще всего она встречается у детей до семи лет, и, как правило, у мальчиков (менее психоэмоционально устойчивы).

Причины возникновения заикания у деток 4 лет могут быть разные:
  • болезнь, которую перенес малыш, будучи в утробе матери или же после рождения
  • нервное напряжение, вследствие регулярных ссор родителей, стрессов, наказаний.
  • нестабильное психическое состояние, которое вызвано испугом, переживанием, чувством страха.
  • подражание взрослому – близкому человеку, если тот заикается
  • чрезмерная умственная нагрузка, к примеру, обучение одновременно нескольким языкам.
Что делать, если ребенок 4 лет заикается?

Отвечая на этот вопрос, дам ряд рекомендаций:

  • показать карапуза невропатологу. Врач выявит причину и назначит лекарства, к примеру, успокоительные средства
  • показать малыша логопеду. Специалист будет заниматься с вашим чадом, по специально разработанной методике.
  • если верите в нетрадиционную медицину, то покажите ребенка «бабке», которая путем молитв или народных заговоров попытается избавить его от заикания. Кстати, известны случаи излечения при таком методе лечения.
  • обеспечить приятную домашнюю атмосферу и внимательный, нежный уход за карапузом. А именно: не повышать на него голос, не создавать конфликтной ситуации в семье, дать возможность ребенку спать в течение 10-12 часов+2 часа днем. Дарите малышу душевное тепло, любовь, ласку и тогда Вы поможете ему справиться с заиканием.

Читайте еще:

Источники: http://logopedstav.ru/index.php/posobie/roditelyam/133-razvitie-rechi-detej-4-5-let, http://uznavaka.ru/razvitie-rebenka-4-5-let/, http://mamapapadetki.ru/rebenok-4-goda-razvitie-rechi/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения