Главная » Ребенок 7 лет

Зпр ребенка 7 лет

ЗПР у детей - симптомы

Число детей с задержкой психического развития (ЗРП), к сожалению, увеличивается с каждым годом. По данным российских исследователей, неуспеваемость школьников в 80% случаев вызвана данным заболеванием, которое не позволяет ребенку в достаточной мере усваивать новую информацию, анализировать и воспроизводить ее. Еще в 2000 году, по подсчетам специалистов, каждый четвертый ребенок дошкольного возраста имел данный диагноз. В дальнейшем ситуация ухудшилась еще больше. Чем же вызывается данное заболевание, и как можно помочь ребенку?

Причины и типы задержки психического развития

  1. Генетическая причина задержки психического развития известна многим со школьных уроков по биологии. В данном случае в заболевании виновата так называемая «хромосомная аберрация», при этом участок хромосомы или просто теряется, или переносится на другое место. А случается и так, что хромосомы сливаются друг с другом.
  2. Кроме того, в ЗПР у детей могут быть виноваты травмы, перенесенные ребенком во время прохождения по родовым каналам. Может неблагоприятно сказаться и хроническая гипоксия, пережитая ребенком во время внутриутробного развития (что наблюдается в случае, если мама не покидала свое рабочее место во время беременности, мало времени проводила на открытом воздухе, а больше - в закрытом помещении).
  3. В ЗПР могут быть виноваты и тяжелые психические заболевания ребенка, алкоголизм его родителей, болезненные черты характера его родителей или воспитателей. Для многих традиционных культур свойственно жестокое наказание ребенка в случае непослушания. Именно в семьях, где наблюдается психический и психологический дискомфорт, данные практики телесного наказания наиболее распространены до сих пор. Однако, насколько эффективен такой метод воспитания? Ребенок действительно перестает нарушать общий порядок , но когда дело доходит до учебной, творческой деятельности, оказывается, что он на это уже не способен. Порка уничтожает когнитивные способности.

ЗПР у детей - симптомы

Психология детей с ЗПР характеризуется следующими особенностями:

  1. Ребенок не способен к совместной деятельности, в том числе, к коллективным играм.
  2. Внимание у детей с ЗПР значительно слабее, чем у его сверстников. Ребенку сложно сконцентрировать внимание не только для того, чтобы усвоить сложный материал, но и для того, чтобы попросту не отвлекаться во время объяснений учителя.
  3. Эмоциональная сфера детей с ЗПР чрезвычайно уязвима. Ребенок обижается и замыкается в себе при малейшей неудаче.

Итак, поведение детей с ЗПР легко опознать по нежеланию ребенка принимать участие в коллективных играх, процессе обучения, нежеланию следовать образцу взрослого, достигать поставленных целей.

Однако, данное поведение не следует путать с проявлениями характера ребенка, его нежеланием заниматься неинтересной деятельностью, решать задачи, неподходящие ему по возрасту.

ЗПР у детей - лечение

После очной консультации неврологом и психологом назначается индивидуальный курс лечения. Однако, значительно большую роль, чем лечение медикаментами, в реабилитации детей с ЗПР играет социализация.

Чем больше ребенок общается со своими здоровыми сверстниками, тем более успешны реабилитационные меры. Потому развитие детей с ЗПР напрямую зависит от поведения его ближайших родственников и знакомых. Не стоит избегать общения с больным ребенком, скрывать его от чужих глаз, изолируя в собственной комнате, ведь, таким образом, проблема лишь усугубляется.

Психическое развитие ребенка 3-го года жизни. Характерные признаки задержки психического развития

На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.

Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6—7 часов в сутки. Ребенок уже может сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечений. Теперь ему трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становится трудно.

Совершенствуется моторное развитие. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, например пройти по узкой доске, затем остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.

На третьем году жизни развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно произносит «я»: «Я не хочу, я не буду!» Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не Поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым.

Словарный запас к трем годам достигает 1200—1300 слов. Ребенок потребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители должны уже не умиляться этому, а тактично поправлять ребенка. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.

Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанный между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактно­го мышления.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет характерные позы, жесты, мимику, речь.

Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предметам пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет)

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко и другое;

2) о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

В процессе занятий психологу необходимо фиксировать следующие особенности поведения ребенка:

  1. Наблюдается ли страх при предъявлении новых, незнакомых предметов?
  2. Как ребенок сосредоточивается на задании, часто ли отвлекается?
  3. Как реагирует на похвалу и поощрение?
  4. Проявляет ли избыточную активность в виде двигательной расторможенности, суетливости, полевого поведения?
  5. Какова речевая активность ребенка?
  6. Проявляет ли аффективные реакции (часто плачет, смеется, совершает разрушительные действия и пр.)?

Характерными признаками задержки психического развития детей к трехлетнему возрасту являются следующие:

  • недоразвитие речевых функций;
  • недоразвитие навыков самообслуживания;
  • недоразвитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания);
  • недоразвитие игровой деятельности;
  • несформированность возрастных форм поведения.

Недоразвитиеречи проявляется, как правило, в отсутствии фразовой речи, в ограничении словарного запаса, в аграмматизмах, в правильном произношении, в трудностях речевого подражания. 0тсутствует или ограничен словарный запас, отмечаются неправильна произношение, недоступность речевого подражания.

Недоразвитиенавыковсамообслуживания проявляется в неопрятности, в трудностях самостоятельного одевания, в процессе еды ребенок с ЗПР затрудняется пользоваться ложкой, салфеткой.

Игроваядеятельность отличается примитивностью, однообразий сюжета, наблюдается замедленный темп ее развития.

Моторныефункции могут оставаться незрелыми, наблюдаются выраженные диспраксические отклонения.

Особенности физического развития у детей 7-8 лет с задержкой психического развития

Физическое развитие и двигательные способности детей с задержкой психического развития находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже не грубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движений и действий.

По данным Т.А. Власовой (2001) и М.С. Певзнер (2001), дети с задержкой психического развития уступают своим сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой работоспособностью. По сравнению со здоровыми сверстниками хронологическое развитие психики аномальных детей происходит с задержкой. На этом фоне выявляются различные нарушения прежде всего познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирования личности, связанные с действием многих факторов: вынужденной изоляции, ограниченными контактами со здоровыми сверстниками и взрослыми людьми, затруднениями предметно-практической деятельности, двигательными и сенсорными расстройствами.

По мнению Е.М. Мастюковой (1997), для всех детей ЗПР характерны закономерности нарушенного нервно-психического развития: низкая умственная работоспособность, незрелость эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость, отставание в развитии речи, недостаточная выраженность познавательных интересов, что негативно сказывается на формировании произвольных движений и физическом развитии.

Краткий анализ состояния здоровья, специфических нарушений физического и психического развития, в том числе и факторов, влияющих на двигательную сферу детей ЗПР позволил выделить типичные двигательные расстройства, характерные в разной степени для всех детей:

сниженная двигательная активность, обусловленная тяжестью первичного дефекта и его негативными последствиями;

нарушение физического развития, диспропорции телосложения, деформации стоп и позвоночника, ослабленный мышечный корсет , снижение вегетативных функций, обеспечивающих движение;

нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма движений, согласованности микро - и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, устойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в пространстве;

сниженный уровень всех жизненно важных физических способностей - силовых, скоростных, выносливости, гибкости и др.;

нарушение локомоторной деятельности - ходьбы, бега, лазания, ползания, прыжков, метания, упражнений с предметами, т.е. движений, составляющих основу жизнедеятельности ребенка.

Физическая подготовленность детей с ЗПР в младшем школьном возрасте по показателям силовых, скоростно-силовых, скоростных способностей, общей выносливости и гибкости занимает промежуточное место между здоровыми сверстниками и школьниками с легкой умственной отсталостью того же возраста. По данным исследователя, у этих детей проявляются слабость регуляции произвольных движений, не сформированность движений, особенно страдает тонкая моторика и выявлен недостаточный уровень развития выносливости особенно в тестах характеризующих силовую выносливость мышц брюшного пресса.

По данным И.Ф. Марковской (1993) у младших школьников ЗПР выявлено замедленнее темпа физического развития у 31% детей, задержка в становлении локомоторных функций - у 69 % детей, нарушение речи у 63 % детей.

В исследованиях О.В. Решетняк (2004) установлено, что дети с ЗПР имеют более низкие показатели веса, роста, окружности грудной клетки. Физическое развитие у 25 % детей ЗПР оценивается как - ниже среднего уровня развития. У этих детей также выявлены нарушения осанки - 68% обследуемых и различные хронические и соматические заболевания.

Таким образом, многие исследователи отмечают что, в младшем школьном возрасте физическое развитие и двигательные качества детей с ЗПР отличается от здоровых сверстников более низкими показателями. Многие авторы отмечают ослабленность здоровья, низкую умственную и физическую работоспособность, быструю утомляемость.

Материалы по педагогике:

Изучение зарубежной драматургии в 9 классах
Основными задачами методики изучения драматических произведений зарубежной драматургии в 9 классе стали: закрепление представления об истории и эволюции драматического и театрального искусства; формирование понимания важности и умения рассматривать произведение в его историческом контексте; формиро.

Разновидности мотивов учебной деятельности
В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле. Именно личность и индив.

Характеристика и особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Необходимость проведения коррекционно-речевой работы в общеразвивающих группах связана с тем, что до 50% воспитанников дошкольных учреждений имеют отклонения в речевом развитии и оказываются неподготовленными к школьному обучению. Отклонения в речевом развитии детей могут иметь как ярко выраженные.

Источники: http://womanadvice.ru/zpr-u-detey-simptomy, http://psyholog.link/dlya-psixologa/detskaya-psixologiya/psixicheskoe-razvitie-rebenka-3-go-zhizni-xarakternye-priznaki-zpr.html, http://www.solideducator.ru/refeds-627-1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения